Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Страничка учителя-дефектолога

Дата: 17 ноября 2014 в 12:04, Обновлено 8 октября в 14:37

Развивайте речь дошкольника

Одним из основных показателей уровня развития ребенка является богатство его речи. И от этого во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешная учеба в школе. Вот поэтому основное внимание в детском саду уделяется этому направлению.
Умение общаться, познавать мир – все это начинается с развития речи. И чем раньше начать развивать речь, логическое мышление, наблюдательность, тем успешнее будет работа.
Каждому родителю хочется, чтобы их ребенок был самым успешным, здоровым, учился с желанием, радостью. Но, достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении школьной программы.
Если ребенок много болеет, редко посещает детский сад, с такими детьми требуется индивидуальная работа. Такую помощь детям могут оказать сами родители, организовав занятия дома с ребенком. Некоторые дефекты речи детей возможно устранить только при помощи логопеда, специалистов, предварительно получив консультацию от них.
Недостатки произношения могут быть в результате нарушения в строении артикуляционного аппарата. Чтобы предупредить дефекты речи, нужно следить за состоянием зубочелюстной системы, вовремя лечить зубы, устранять дефекты.
Особое внимание нужно обратить на слух. Слух принадлежит большая роль во владении ребенком речью. Слыша речь, звуки, ребенок начинает их повторять. При снижении слуха ребенок лишается возможности нормально воспринимать речь. Слух ребенка необходимо оберегать от разных сильных звуковых воздействий (радио, телевизор, громкая музыка).
К подготовительной группе у ребенка должно быть развито правильное звукопроизношение, но и сформировано фонематическое восприятие. Он должен на слух отличать звонких от глухих, твердых от мягких звуков, иначе это в школе проявится при письме.
Для развития фонематического слуха можно поиграть в игру «Молчанку». Закрыть глаза и послушать звуки квартиры (улицы, природы), затем открыть глаза и рассказать что слышали. А можно усложнить, в одинаковые баночки насыпать горох, фасоль, гречку, манку и т.д. Манку услышать труднее всего. Если ребенок ее не слышат, значит слух его понижен.
Очень важно взрослым следить за своей речью, за своим произношением, говорить спокойно, четко произносить звуки и слова.
Нельзя ругать ребенка за плохую речь, неправильное звукопроизношение или требовать, чтобы он верно повторял трудное для него слово. Ненавязчиво исправлять неправильные звуки.
Родители сами должны научиться выполнять и показывать простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Упражнения должны быть ежедневными.
Важно, что звучит вокруг ребенка, какие слова произносят, каким голосом. Как общаются взрослые не только с ребенком, но и между собой - ведь их речь воспринимается как норма.
Дома чаще читайте. У детей должна быть детская библиотека: К. Чуковский, С. Я. Маршак, Н. Носов, Пришвин, Чарушин «О животных» и стихи Агнии Барто.
На прогулке наблюдайте за явлениями природы, деревьями, птицами, обсуждайте увиденное с ребенком.
Налаживайте речевой эмоциональной контакт с ребенком.

Учите детей общаться

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на "то, чему учила меня моя мать", "то, что мне показал отец", "то, чему меня учили дома". 

"Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.

Советы родителям

ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?
Делайте!

* Радуйтесь Вашему малышу.

* Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.

* Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.

* Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).

* Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.

* В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.

* Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

* Говорите медленно.

* Будьте терпеливы.

* Сначала спрашивайте "что"; а "почему" спросите, когда малыш подрастет.

* Каждый день читайте ребенку.

* Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

* Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.

* Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.

* Поощряйте игры с другими детьми.

* Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

* Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.

* Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.

* Играйте с ребенком в разные игры.

* Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Не делайте!

* Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

* Не задавайте слишком много вопросов.

* Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

* Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.

* Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.

* Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".

* Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".

* Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

* Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.