Православная культура - неотъемлемая
часть духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Святитель Феофан Затворник говорил: "Воспитание – самое святое из всех святых дел"
В современном мире, всё чаще в работах ученых и великих педагогов обращается наше внимание на душевный и духовный мир детей, на то, как он воспринимает окружающий мир, какие ценности выбирает.
Вот и современный ребенок стоит перед тем же выбором. Какие же ценности он выбирает? Именно современные дети при всей их внешне иногда агрессивной форме поведения в поисках точки опоры, как показывает практика, внутренне тянутся к тем вечным ценностям, которыми они были «вскормлены» в годы раннего детства. Для маленьких детей доброта всегда остается самым ценным качеством взрослого человека.
Святитель Феофан Затворник в своей работе «Путь ко спасению» пишет о том, что мы должны создать вокруг ребенка атмосферу, дающую пищу для его глаз, слуха, осязания, обоняния. Среда, в которой формируется ребенок, дает святые образы для его глаза, благозвучное пение для уха, благоухание для органов чувств. Единственный открытый мир души – это очи ребенка, поэтому любящий взгляд взрослого, взаимная любовь – необходимое условие воспитания чувств.
Но прежде чем начать свою работу, мы организовали опрос родителей, цель которого: выяснить существует ли социальный запрос родителей, дети которых посещают наш детский сад, на введение изучения на правах кружка основ духовно-нравственного воспитания.
Анализ результатов анкетирования позволяет сделать вывод, что кружок по духовно-нравственному воспитанию не просто востребован родителями, некоторые, сами обращаются с просьбами о включении ребенка в состав кружковцев.
Наш кружок носит название «Родник добра». Посещают кружок воспитанники учреждения с согласия их законных представителей. Занятия проводятся один раз в неделю.
Занятия кружка - это интегрированные творческие, игровые, исследовательские формы путешествий воспитанников по страницам истории, ознакомление с окружающим миром на основе традиций и ценностей белорусского народа.
Все в мире премудро устроено и взаимосвязано: мысли и дела, природные явления и жизнь всего живого. Цель таких путешествий — открыть совместно с детьми образы доброго мира, нравственно-этические ценности, нормы и их отражение в традициях жизни взрослых и детей и объектах культуры.
Творческий дар присущ каждому ребенку. Однако умение видеть красоту окружающего мира не дано каждому от рождения в равной степени. По свидетельству ученых, люди часто смотрят, но не видят какие-то видимые другим качества и, возможно, даже не догадываются об этом. Поэтому задача развития умения увидеть красоту творения является важной на начальном этапе знакомства с традициями белорусского народа. От умения видеть красоту окружающего мира (форм, цветов, звукового разнообразия) ребенок подводится к пониманию целесообразности его устроения, взаимосвязанности явлений, мудрости законов, на основе которых выстроены отношения всего, что его окружает. Прекрасное, по словам ученых, пробуждает доброе.
Постепенно ребенок делает открытие: оказывается, самые главные отношения, связывающие все живое в мире, — это отношения любви, доброты, сопереживания, милосердия, заботы. Развитие умения видеть многообразие форм проявления доброго, красивого в мире пробуждает у ребенка вопрос: а как сохранить этот добрый мир, в котором я живу, как должен человек относиться к природе, к животным, к другим людям?
Следующее путешествие наших воспитанников - рассказ о том, как следует вести себя в окружающем мире. Жизнь человека в мире — это выстроенная на основе законов система отношений. Они раскрываются на основе понятий — «хорошо — плохо».
Для начального ознакомления взяты те, которые определены людям самыми первыми: быть послушным, любить, заботиться друг о друге, быть трудолюбивыми.
Так, проходя маршрутами-путешествиями, дети знакомятся с ценностями доброй, благочестивой жизни, построенной на незыблемом, понятном каждому человеку основании — любви и доброте.
Формирование у детей положительных нравственных ориентиров, основанных на непреходящих этических ценностях, обогащение духовного мира личности воспитанников ценностями белорусской культуры и способности общения, самооценки, показателями которых являются такие духовно-нравственные качества, как доброта, долг, милосердие, является одной из задач кружка.
Основа духовно-нравственного воспитания закладывается в семье и продолжается в учреждении дошкольного образования. Достижение оптимального уровня взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания детей невозможно без включения родителей в общую систему работы с ребёнком, педагогом и общения с другими родителями. В учреждении создан клуб молодых семей «Союз сердец».
Основная задача: укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребёнка, как носителя общественного сознания.
Мы многому должны научиться в этой работе и научить детей, так как именно дошкольное учреждение образования, являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления её духовных традиций.