«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Преемственность и взаимосвязь между учреждением дошкольного образования и учреждением общего среднего образования была важна всегда. У дошкольника при поступлении в школу должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося. Это объясняется тем, что в настоящее время предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Сохранение и улучшение здоровья детского населения - будущего нашей нации - могут быть успешно обеспечены только объединенными усилиями всех участников образовательного процесса. Поэтому необходимо, чтобы воспитатели дошкольного образования и учителя придерживались одинаковых взглядов на принципы развития ребёнка и основывали на них свою работу. Без этого не может быть ни преемственности, ни перспективности.
Одной из ключевых позиций связи между детским садом и школой стал вопрос здоровьесбережения детей. Наряду с созданием условий рассматривается вопрос и о формировании здоровья. Вот почему коллективы ГУО «Сыродский детский сад» и ГУО «Сыродская базовая школа» объединяет общая цель: оптимизация образовательного процесса в формировании у детей основ базовой культуры здоровьесбережения. Участие в работе по данному направлению позволяет нам успешно сотрудничать в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, через формирование у них представлений о здоровом образе жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой. Целью своей работы ставим создание образовательной среды, способствующей формированию культуры здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности воспитательных и образовательных воздействий на этапах дошкольного и 1 ступени общего среднего образования.
Это двухсторонний процесс образования, сущность которого заключается в следующем: детский сад формирует фундаментальные личностные качества ребенка (систему представлений о ЗОЖ, систему ценностных отношений к самому себе и своему здоровью, физической культуре, как деятельности особой значимости для своего здоровья и др.), школа "подхватывает" достижения ребенка-дошкольника, расширяет знания и развивает накопленный им потенциал.
На начальном этапе совместной работы мы рассматриваем управленческий и структурно – организационный аспект преемственности: отрабатываем нормативное правовое обеспечение и определяем круг сотрудников, занимающихся данной проблемой.
На совместном круглом столе определяем целевой аспект преемственности, согласовываем цели и задачи обучения на разных ступенях развития, вырабатываем общие требования и определяем основные направления работы по преемственности:
1.Создание необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
2.Повышение эффективности взаимодействия педагогов учреждения дошкольного образования и учреждения общего среднего образования в организации и проведении работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
3.Повысшение уровня теоретических и практических знаний педагогов в области профилактики и коррекции в состоянии здоровья детей.
4.Углубиление и конкретизация знаний по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
На основе совместной оценки уровня физического развития детей, и мониторинга состояния здоровья учащихся и воспитанников разрабатываем план совместных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей.
Повышаем уровень знаний педагогов о методах, приёмах и формах работы по сохранению и укреплению здоровья детей через обмен педагогическим опытом между учителями и воспитателями дошкольного образования:
-совместные педсоветы с включением данного вопроса в повестку дня;
-семинары-практикумы и дискуссии;
-открытые просмотры занятий и т.д.
Также проводятся совместные мероприятия по формированию основ ЗОЖ, сохранению и укреплению здоровья детей:
-дни здоровья;
-олимпийские игры воспитанников и обучающихся;
-«Веселые старты»;
-совместные часы физкультуры;
-открытые просмотры режимных моментов с элементами закаливания.
Совместные мероприятия с родителями способствуют повышению уровня знаний о здоровье и здоровьеформирующих факторах, формируют мотивацию к ведению здорового образа жизни самими детьми и их родителями.
Этому способствуют следующие мероприятия:
1.Ознакомление родителей с направлениями работы Сыродского детского сада и Сыродской базовой школы по сохранению и укреплению здоровья детей, развитие педагогического сотрудничества всех участников образовательного процесса.
2.Анкетирование родителей “Ваши пожелания и ожидания”; “Школьные трудности периода адаптации”, «Здоровый образ жизни в семье»
3.Подготовка наглядного информационного материала «Взрослые и дети к здоровью вместе».
4.Участие в совместных акциях и спортивных праздниках под девизом
«Мы выбираем здоровье!».
Основное внимание мы уделяем психологическому аспекту преемственности, совершенствуя формы организации образовательного процесса и методы обучения в детском саду и школе с учетом возрастных особенностей.
При проведении уроков физкультуры в школе превалируют игровые формы обучения, большое внимание уделяется сочетанию интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок. Также учитывается состояние здоровья детей, поступающих в 1 класс.
Опыт работы показывает, что у 30% детей снижены учебные возможности, работоспособность, повышена утомляемость, и в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации. В целях укрепления здоровья проводится витаминизация пищи. Для них работает игровая комната, проводятся занятия в тренажерном зале.
Преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в учреждении дошкольного образования и учреждении общего среднего образования, способствует сохранению и укреплению его физического и психического здоровья, а это важнейшая задача образования и его основной результат.